Основные меры, направленные на обеспечение охраны здоровья учащихся, включают:
- оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
- организацию питания обучающихся;
- определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
- пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
- организацию и создание условий для профилактики заболеваний, и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
- прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
- профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
- обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в школе;
- профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в школе;
- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Причины возникновения заболеваний заключены в негативном влиянии внешней среды, отягощенной наследственности, неудовлетворительных социальных условиях. Так, В. П. Петленко предлагает распределить факторы, определяющие здоровье, по их влиянию следующим образом:
- • человеческий фактор — 25 %;
- • экологический фактор — 25 %;
- • социально-педагогический фактор — 40 %;
- • медицинский фактор — 10 %.
Для школьников социальными являются комплекс организационно-педагогических факторов:
- существующие классно-урочные технологии обучения;
- педагогический стиль работы учителя;
- реализация воспитательной установки на ЗОЖ, предполагающей соответствующую организацию образовательного пространства жизнедеятельности школы;
- организация и характер психологической поддержки;
- организация и характер медицинской помощи;
- санитарно-гигиенические условия обучения
На здоровье детей влияет длительное воздействие социально-экономических и экологических факторов. К школьным факторам она относит:
- • интенсификацию учебного процесса;
- • стрессовые воздействия авторитарной педагогики;
- • раннее начало дошкольного систематического обучения;
- • несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям обучающихся;
- • несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;
- • недостаточную подготовку педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей,
- • недостатки в существующей системе физического воспитания